fisher (raa) wrote,
fisher
raa

всё сначала

Надо бы форкнуть журнал - чтоб про технологии отдельно, ну пусть пока так.
Может, весной, в голову вдарит, сил побольше будет, авось захочу писать тексты не реже раза в неделю ;)


Ехал тут домой, n белых русских, у бомбилы громко играет "Воскресение". Поют, значит, про "всё сначала", и так меня зацепило, что вот я еду, голова у меня туда-сюда болтается, еду и думаю, а вот что я, что я дальше могу поделать, если возьму да брошу всё к чертовой матери. Всё сначала, а? Мыслей возникает, конечно, много всяких, вот кое-какие решил привести в порядок и делюсь. Наименее ценными, разумеется ;)

Слава богу, я давно понял, что "писать программы" - это тупик для разработчика интернет-проектов. Я имею ввиду почти всё, и "делать сайты", и shareware, и open source проекты, если рассматривать их не как онанизм, а как расдачу полезного и нужного забесплатно с целью заполучить побольше потенциальных клиентов, которые захотят платные версии или саппорт.
Почему тупик? Это очень просто. Ты можешь быть успешным только при выполнении двух условий:
1) рынок потенциальных клиентов широкий
2) знания и навыки, которыми надо обладать, чтобы конкурент мог сделать то же самое - относительно редки

Итак, что мы имеем в отношении веб-разработчика. Нас, наверное, сотни тысяч, если не больше - в любом случае, это одно из наиболее популярных направлений программирования. Джентельменский набор - LAMP. Что мы можем сделать и продать? CMS, всякие там системы баз знаний, бла-бла? Забудьте. Во-первых, это мягко говоря, совсем не rocket science. Но главное - это абсолютно не широкий рынок. Для тех, кто в этом сомневается, попробую привести небольшую оценку, из общих физических соображений. У компании Битрикс (далее B) всего 1500 инсталляций, то есть это несколько сотен инсталляций в год, при средней цене инсталляции в районе от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Попробуем оценить, сколько может на таком рынке заработать одиночка или небольшой коллектив (2-3 человека - мы договорились оставаться в рамках "писать программы"). Если мы говорим о продаже (то есть очень простой операции - просто продал и всё, ну, может установил - то есть потратил минимум своего времени) - то для оценки мы должны брать нижнюю границу по цене подобных продуктов - примерно в 100 долларов. За 1000 долларов и выше можно продать только внедрение, а внедрять мы не можем - в таком случае мы продаем не копию, число которых физически неограничено, а свое время - то есть наша "пропускная способность" меняется кардинально. То есть если мы будем продавать внедрение - мы должны стать B, нанять кучу персонала и перестать заниматься программированием - а мы наивные, и в наши планы это не входит. Долее, ориентируясь на показатели B возмем 300 инсталляций в год. На самом деле, это просто дофига - потому что B тратит кучу бабок на раскрутку, а у нас столько нет. Простой операцией умножения имеем 300*100 = 30000 в год. Если инсталляций будет 100 в год (а это новый клиент раз в каждые три дня!) то мы получаем масимум 10000 долларов в год. Такие вот дела. Я не смог сходу вспомнить ещё хоть какой-нибудь продукт, который одновременно мог бы быть хоть как-то массовым - но если вам придет в голову, все оценки вы сможете сделать и сами. Деньги тут не сделать.

Основной момент - разница между "продавать копию" и "продавать время". "Делать сайты" - такое же "продавать время".

Как же быть? Хорошо, что если не продавать продукт, а сделать какой-то популярный онлайн-сервис? Эта модель хороша хотя бы тем, что единственное, в чём веб-разработчик может быть "узким" (то есть результат его работы сложно воспроизвести конкуренту) - это когда речь идет о построении по-настоящему нагруженного, масштабируемого, и при этом управляемого веб-приложения. Повторяю, это единственное, в чем разработчик может быть действительно крут, потому что:
- этому никогда нигде не научат, учиться надо только самому и только на практике
- ты находишься "на стыке" технологий - интернет-серверов, баз данных и т.д., у тебя обязательно должен быть широкий кругозор
- чтобы получить эти навыки, нужно быть принятым в компанию, в которой уже есть подобные проекты, что крайне сложно новичку

Однако, и здесь нас ждет разочарование. Эти навыки уже не конвертируются в деньги так же легко, как распространяется, завоевывая популярность, бесплатный софт. Основным рычагом здесь является посещяемость твоего проекта - таким образом, главным всегда будет отдел маркетинга. (Напомню, поиск и подобные приложения не в счет - их вообще единицы, и веб-девелоперы их не делают, на то есть специально обученные другие граждане). Далее, крупный проект содержит и внушительный парк серверов, за которыми нужно следить - при этом час простоя твоего мозга не стоит ничего, а час простоя этих самых серверов стоит вполне определенных денег, соотвественно процессы внутри организации строятся ну уж никак не вокруг разработки. Если ты нанимаешься - максимум, что тебя ждет - бонусы. Если ты что-то из себя представляешь - с тобой может быть поделятся частью прибыли (в России, кстати, это происходит крайне редко - может дальше будет лучше, не знаю - пока девелоперу расчитывать на подобное не приходится). Другое дело - когда ты с нуля начинаешь новый бизнес. Фактически это - твой единственный шанс. Только в вашей команде должен уже быть сильный маркетолог. И он ВСЕГДА будет главнее.

В-общем, такие вот пироги. ОК, скажете Вы, но ведь можно ещё как-то заработать, продавая свои знания? Прекрасно, оценим, сколько можно срубить бабла, написав книгу. Я переворачиваю несколько программистских книг с полки и вижу, что их тираж 3-5 тысяч экземпляров. Пусть 10000 тираж * 10 грина цена - на самом деле тираж поменьше но стоимость побольше, и так нагляднее, на выходе с покупателей все равно получается примерно 100 штук грина. Из них тебе дай бог перепадет 10%, то есть 10 штук, а проработаешь ты над книгой - если это не фуфел, конечно - год, плюс отобьется тираж не сразу - ну херня короче. Ясно, что книги - не выход (ну только если нанять армию, которая будет строчить под твоим именем, но в технологиях это не пройдет). Что по идее будет работать лучше (но сумму адекватно оценить не могу) - это если завести скажем колонку на blogger.com с адсенсом, писать на англоязычную публику - ну действительно, если это адсенс, русский интернет - ничто. При желании а в перспективе просто покупать короткие заметки у местных авторов, переводить - ну то есть фактически типа научного редактора. Но херня в том, что круг читателей-то у тебя все равно узкий - не уверен, что можно хорошо заработать рекламой. Остается ещё платный контент и тренинг. Будет время - напишу и про них. Если вкратце - тоже ничего хорошего.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments